
С 18 августа 2014 года по 19 сентября 2014 года, министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области проводит отбор начинающих малых предприятий для оказания им государственной поддержки в виде грантов.
Директор ООО "Гильдия" Сорочкин М.А.
Основным документом, регламентирующим предоставление субсидии в виде грантов является «Порядок предоставления субсидии на оказание государственной поддержки в виде грантов – субсидии начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности» в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 18.08.2014 года № 553.
По сравнению с аналогичным документом предыдущего года, в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 24.07.2013 года № 492, в 2014 году «Порядок» содержит ряд изменений.
В первую очередь было произведено отделение поддержки инновационных предприятий от поддержки малых предприятий. Новый «Порядок» не содержит упоминание термина «инновационное предприятие». Таким образом в 2014 году все предприниматели, претендуя на государственную поддержку, оказываются в равных условиях с точки зрения инновационной составляющей их бизнеса.
Во-вторых, был значительно изменён перечень понятий используемых в «Порядке» и приведённых в пункте 1.2. В редакции от 2014 года присутствуют такие понятия как, «молодые семьи», «социальное предпринимательство», «недостоверные сведения» и «поставщик образовательных услуг».
Произошли изменения и среди приоритетных целевых групп начинающих малых предприятий (п.1.4). К их числу добавились: жители моногородов (п. 1.4.4), субъекты малого предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству (п. 1.4.8), молодые семьи (п. 1.4.9).
В 2014 году сохраняется условие вложения малым предприятием в проект собственных средств на момент подачи заявки в размере 15% от суммы субсидии (п.1.5). Так как объём субсидии не может превышать 300 тысяч рублей, то предпринимателю необходимо при подаче заявки подтвердить вложение 45 тысяч рублей. Отличием является то, что п.4.1.10 требует использовать собственные средства на цели указанные в п.1.6 «Порядка», который будет рассмотрен ниже.
Значительно изменилось описание предмета субсидирования (п. 1.6). В редакции 2014 года чётко сформулирован перечень затрат, осуществляемых в рамках бизнес-плана. Перечень включает четыре основных раздела.
Первый из них - расходы связанные с государственной регистрацией, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, нотариальные услуги и открытие расчётного счёта.
Расходы связанные с началом и ведением предпринимательской деятельности в «Порядке» 2014 года включаю несколько направлений. Важной особенностью является то, что к расходам могут быть отнесены затраты на приобретение основных средств, за исключением мебели и бытовой техники, не используемой в производственном процессе. Не допускается приобретение за счёт субсидии легкового автомобиля, кроме легкового автомобиля, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности такси. Предметом субсидирования могут являться расходы на получение лицензий и разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, на аренду и капитальный ремонт нежилых помещений, используемых в предпринимательской деятельности, приобретение нематериальных активов. А также приобретение сырья и материалов, не предназначенных для перепродажи, производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, производство. Следует обратить внимание, что к субсидированию принимаются расходы на размещение и распространение рекламы, связанной с реализацией товаров (работ, услуг).
Предметом субсидирования признаются и расходы по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).
А так же, выплата вознаграждения правообладателю по договору коммерческой концессии в форме первоначального единовременного фиксированного платежа и приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии (после предоставления зарегистрированного в установленном порядке договора коммерческой концессии).
Условия предоставления субсидий так же имеют определённые изменения. В частности в п. 2.1.9. указано, что заявитель обязан предоставить документы о прохождении краткосрочного обучения по основам предпринимательской деятельности. Такой пункт присутствовал и в «Порядке» 2013 года. Но в новой редакции приведено значительное уточнение – обучение необходимо пройти у «поставщика образовательных услуг». В соответствии с п.1.2 «Порядка» это государственная или негосударственная образовательная организация профессионального образования или иная организация, имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности
Так же произошли изменения в п.2.1.10 об уровне средней месячной заработной платы наемных работников заявителя. В «Порядке» 2014 года, уровень средней месячной заработной платы наемных работников заявителя за каждый из трех месяцев, предшествующих обращению за субсидией, в расчете на одного штатного работника (за полный рабочий день) должен быть не ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области и действующего в течение квартала, предшествующего дате подачи заявки о предоставлении субсидии.
Значительно изменился список случаев, в которых субсидия не предоставляется. Согласно п.2.2 «Порядка» субсидия не предоставляется не только ранее получившим субсидию, но и юридическим лицам, учредителями которых являются физические или юридические лица, ранее получившие субсидию на создание собственного дела, или выступившие в качестве учредителей юридических лиц, получивших субсидию на создание собственного дела. Так же субсидия не предоставляется физическим лицам, являющимся или являвшимся учредителями (участниками) юридических лиц, ранее получивших субсидию на создание собственного дела.
Крайне значимым является тот факт, что согласно п.2.3. субсидии не предоставляются субъектам малого предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых, не соответствует реализуемому бизнес-плану.
Согласно п.2.4 субсидия не предоставляется заявителям, представившим документы об использовании Субсидии и собственных средств в размере не менее 15 % по затратам, произведенным при совершении сделок с физическими или юридическими лицами, входящими с заявителем в одну группу лиц, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно п.2.6. затраты осуществляемы в рамках бизнес-плана должны производиться с расчетного счета в безналичном порядке с приложением подтверждающих документов.
Есть изменения и в перечне документов, предоставляемых для участия в отборе. В п.4.11 указано, что необходимо предоставить копии всех страниц паспорта индивидуального предпринимателя или учредителей (участников) юридического лица, заверенные заявителем.
Для заявителей, осуществляющих деятельность в направлениях, связанных с сельским хозяйством, необходимо представить копию свидетельства на право собственности на землю или договора аренды земельного участка, на котором осуществляет свою деятельность заявитель, заверенную заявителем, а так же выписку из похозяйственной книги о наличии личного подсобного хозяйства, где осуществляет свою деятельность заявитель, заверенную заявителем (п.4.1.12).
Согласно п.4.1.13 в случае возмещения части затрат на аренду нежилых помещений, текущий или капитальный ремонт нежилых помещений и приобретение основных средств, эксплуатация которых предусматривает размещение на производственных площадях, заявителю необходимо предоставить копии документов, подтверждающих право использования нежилого помещения. К таким документам отнесены договор аренды (субаренды) нежилого помещения и свидетельство о государственной регистрации права, в случае наличия помещения в собственности.
В п.4.1.18 «Порядка» указано, что заявителям являющимися молодыми семьями, имеющими детей, в том числе неполными молодыми семьями, состоящими из 1 (одного) молодого родителя и 1 (одного) и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо 1 (одного) родителя в неполной семье не превышает 35 лет, требуется предоставить документы подтверждающие это.
Так же изменился порядок рассмотрения заявок и принятия решения о результатах отбора в разделе п.5.1.7, содержащим критерии оценки представленных проектов.
Критерий |
Значение |
Баллы |
Вид деятельности п.5.1.7.1 |
Обрабатывающие производства |
100 |
Сельское хозяйство |
||
Туризм |
||
Общественное питание |
||
Научные исследования и разработки |
||
Транспорт и связь |
60 |
|
Добыча полезных ископаемых |
||
Лесное хозяйство |
||
Прочая деятельность (за иск. опр. ОКВЭД) |
30 |
|
Направление расходования средств на приобретение и производство основных средств, необходимых для предпринимательской деятельности, приобретение франшизы (п.5.1.7.2) |
в полном объеме |
100 |
более 50 % |
50 |
|
Наемные работники, проработавшие не менее 3-х месяцев на момент подачи заявки (п.5.1.7.3) |
свыше 3-х рабочих мест |
100 |
от 1 до 3-х рабочих мест |
50 |
|
Планируется создание новых рабочих мест в период реализации проекта (п.5.1.7.4) |
свыше 10-и рабочих мест |
20 |
от 1 до 10-и рабочих мест |
10 |
|
Субъекты молодежного предпринимательства (п.5.1.7.5) |
участники программы «Ты – предприниматель» |
100 |
иные |
20 |
|
Субъекты малого предпринимательства, относящиеся к приоритетным целевым группам (п.5.1.7.6) |
бывшие безработные |
50 |
военнослужащие, уволенные в запас |
50 |
|
Жители и бывшие работники градообразующих предприятий моногородов (п.5.1.7.7) |
50 |
|
Резиденты бизнес-инкубаторов и технопарков (п.5.1.7.8) |
200 |
|
Осуществляющие производственную деятельность на условиях лицензионного договора с субъектами народно-художественных промыслов (п.5.1.7.9) |
50 |
|
Субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные или осуществляющие свою деятельность в муниципальном районе, городском округе Нижегородской области с уровнем дотационности (п.5.1.7.10) |
свыше 80 % |
30 |
свыше 50 % до 80 % включительно |
20 |
|
Индивидуальные предприниматели – женщины, имеющие 2 (двух) и более детей в возрасте до 18 лет, или юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам – женщинам, имеющим 2 (двух) и более детей в возрасте до 18 лет, составляет более 50% (п.5.1.7.11) |
20 |
|
Субъекты малого предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству (п.5.1.7.12) |
50 |
|
Молодые семьи, имеющие детей, в том числе неполные молодые семьи (п.5.1.7.13) |
50 |
Подводя итог, можно отметить что «Порядок» в редакции 2014 года стал более структурированным и чётким. Очевидно, многие изменения направлены на борьбу с коррупционными и противозаконными схемами, что повысит эффективность программы поддержки предпринимательства.
Предпринимателям следует внимательно отнестись к сбору документов для участия в конкурсе и составлению бизнес-плана проекта, который в 214 году ещё более тесно связан с успехом.

С уважением,
Директор ООО "Гильдия"
Сорочкин Михаил Александрович
тел. 8 (831) 291-33-99